Прокурор и его процессуальные функции




Процессуальные функции прокурора в концентрированном виде закреплены в его правовом определении, сформулированном в ч. 1 ст. 37 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее — УПК РФ), согласно которому прокурор является должностным лицом, уполномоченным в пределах компетенции, предусмотренной УПК РФ, осуществлять от имени государства уголовное преследование в ходе уголовного судопроизводства, а также надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия.

Полномочия прокурора в ходе досудебного производства по уголовному делу в систематизированном виде перечислены в ч. 2 и 2.1 ст. 37 УПК РФ. Согласно п. 31 ст. 5 УПК РФ прокурором признаются Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры, их заместители и иные должностные лица органов прокуратуры, участвующие в уголовном судопроизводстве и наделенные соответствующими полномочиями Федеральным законом о прокуратуре.

Функции прокурора в стадии возбуждения уголовного дела

Полномочия прокурора по надзору за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-разыскную деятельность, дознание и предварительное следствие, а также по осуществлению им функции уголовного преследования устанавливаются в соответствии со ст. 30 и ч. 2 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре» уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации и другими федеральными законами. Исключение составляют только положения ч. 2 ст. 35 данного Закона о том, что, осуществляя уголовное преследование в суде, прокурор выступает в качестве государственного обвинителя.

В п. 22 ст. 5 УПК РФ термин «обвинение» определяется как «утверждение о совершении определенным лицом деяния, запрещенного уголовным законом, выдвинутое в порядке, установленном настоящим Кодексом». Функция обвинения включает, таким образом, формулирование, предъявление, доказывание и поддержание обвинения. Уголовное преследование определяется в п. 55 ст. 5 УПК РФ как процессуальная деятельность, осуществляемая стороной обвинения в целях изобличения подозреваемого, обвиняемого в совершении преступления.

Функцию уголовного преследования прокурор осуществляет и при принятии им всех иных предусмотренных ст. 221, 222, 226, 226.8 УПК РФ видов решений по поступившему к нему уголовному делу с обвинительным заключением, обвинительным актом или обвинительным постановлением. Прокурор осуществляет функцию уголовного преследования также при решении им вопроса о даче согласия дознавателю на прекращение уголовного преследования либо прекращении уголовного дела по подозрению или обвинению конкретного лица в совершении преступления в порядке, предусмотренном ст. 25, 28 и 28.1 УПК РФ.

Вопрос о процессуальной функции прокурора в теории уголовного процесса

Такого же мнения придерживаются и некоторые другие авторы <2>. Исключение составляют только случаи реализации им предусмотренного ч. 5 ст. 21 УПК РФ своего полномочия после возбуждения уголовного дела заключить с подозреваемым или обвиняемым досудебное соглашение о сотрудничестве, а также предусмотренного п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК РФ своего полномочия выносить мотивированное постановление о направлении соответствующих материалов в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных им нарушений уголовного законодательства, которые некоторые авторы также относят к числу средств осуществления прокурором функции уголовного преследования.
При определении процессуальных функций прокурора как участника уголовного судопроизводства сперва необходимо дать дефиницию понятию «функция». Само слово происходит от латинского “function”, что означает “исполнение”. В толковом словаре Ожегова функция раскрывается как «работа, производимая органом, роль, значение чего-нибудь, обязанность, круг деятельности» [24].

Само понятие «функция» вызывает споры в определении его значения в связи с многозначностью, что, впрочем, является далеко не редким явлением в русском языке, а также в связи с тем, что понятие «функция» является ключевым для многих наук, в том числе неправовых (и даже негуманитарных), и, как следствие того, содержание понятия «функция» формулируется каждой из них в соответствии с присущей им спецификой.

По мнению Ш. Ш. Баирамова под процессуальными функциями понимается «установленный уголовно-процессуальным законом вид деятельности того или иного участника уголовного судопроизводства, обусловленный его ролью, задачами и целью участия в деле» [3]. Необходимость существования такой правовой категории как процессуальные функции, по мнению А. Б. Соловьева, обусловлена тем, что «они призваны упорядочить многостороннюю процессуальную деятельность участвующих в процессе государственных органов, должностных лиц, а также иных участников процесса» [19, С.45–46.].

Мнения, высказанные в юридической литературе по поводу исследования уголовно-процессуальных функций, сводятся в основном к двум подходам в понимании смыслового значения термина «функция». Согласно первому функция определяется через понятие направления деятельности (Р. Д. Рахунов), а в соответствии со вторым — через понятие роли, назначения субъекта права (П. С. Элькинд). Следует также отметить попытку найти компромисс между изложенными подходами, определив функцию как обусловленное ролью и назначением субъекта права направление его деятельности (П. А. Лупинская, В. П. Рябцев).

Крюков В. Ф. совершенно справедливо отмечает: «Роль и назначение прокуратуры РФ как субъекта права, без сомнения, отражаются на содержании осуществляемых ею функций, которыми она наделяется исходя из целей и задач, стоящих перед правовым государством, гарантирующим в обществе верховенство права и закона, соблюдение прав и свобод человека и гражданина, стабильность существующего правопорядка и соблюдение законности» [11].

Уголовно-процессуальные функции прокурора

В досудебном производстве прокурор рассматривался как объективный орган обвинительной власти, осуществляющий функцию процессуального руководства расследованием и наделенный для этого властно-распорядительными полномочиями, а в суде на него возлагалась обязанность представлять государственное обвинение и отвечать за его обоснованность [2, ст.1435].

Одновременно провозглашалась необходимость создания единого организационно самостоятельного следственного аппарата. Центральной фигурой в Следственном комитете должен был стать следователь, руководители всех уровней рассматривались как организаторы его работы, осуществляющие ресурсное и методическое обеспечение расследования. Следственный комитет и прокуратура должны выступать как два подразделения обвинительной власти.
The article studies the public prosecutor’s procedural status and its realization in interrelations with the participants carrying out the preliminary investigation. It analyzes the essence and unique nature of the institute of the public prosecutor’s supervision as one of the main methods to ensure legality of the criminal proceedings.

Уголовное право, исполнение наказания

Обобщая вышеизложенное, можно сформулировать следующее определение понятия уголовно процессуального срока: уголовно-процессуальный срок — это установленный уголовно-процессуальным законом, исчисляемый в соответствии с его предписаниями промежуток времени, истечение которого влечет правовые последствия, в пределах которого участники уголовного процесса имеют право, либо обязаны совершить определенные процессуальные действия, либо воздержаться от их производства, и имеющий своей целью обеспечить выполнение назначения уголовного судопроизводства, соблюдение конституционных и иных предоставленных законом прав лиц, являющихся участниками уголовного процесса в разумный период.
Маслов, И. В. Актуальные проблемы правовой регламентации процессуальных сроков в досудебном производстве по уголовным делам : дис. .канд. юр. наук. — М., 2003. — 175 с.

Сокол, Р. П. Процессуальные сроки в судебных стадиях уголовного судопроизводства Российской Федерации: правовая регламентация и процессуальные особенности : дис. .канд. юрид. наук. — Владимир, 2008. — 197 с.

Назначение прокуратуры и процессуальные функции прокурора (Якимович Ю.К.)

В статье исследуется содержание процессуального статуса прокурора и его реализация во взаимоотношениях с участниками, осуществляющими предварительное расследование. Анализируется сущность и уникальность института прокурорского надзора как одного из основных средств обеспечения законности производства по уголовному делу.

Ключевые слова: прокурор, следователь, дознаватель, участник уголовного судопроизводства, прокурорский надзор, полномочия, права, обязанности, правовой статус.

O.A. Zelenina*. Public Prosecutor’s procedural position at the pre-trial stages of the criminal proceedings. The article studies the public prosecutor’s procedural status and its realization in interrelations with the participants carrying out the preliminary investigation. It analyzes the essence and unique nature of the institute of the public prosecutor’s supervision as one of the main methods to ensure legality of the criminal proceedings.

Федеральный закон РФ № 59-ФЗ от 29 мая 2002 года «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О введении в действие Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» //Российская газета от 1 июня 2002 года.

Международный пакт о гражданских и политических правах //Права человека: сборник международных универсальных и региональных документов. М., 1989. С.45-65.

О проверке конституционности части пятой статьи 97 Уголовно-процессуального кодекса РСФСР в связи с жалобой гражданина В.В. Щелухина. Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 14-П// СЗ РФ. 1996. № 26. Ст.3185.

Полномочия прокурора в уголовном деле: Видео

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 октября 1995 г. № 8 «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия».

Приказ Генерального прокурора Российской Федерации № 31 от 18 июня 1997 г. «Об организации прокурорского надзора за предварительным следствием и дознанием».
Приказ Генерального прокурора Российской Федерации и Министра внутренних дел Российской Федерации № 72 от 28 ноября 2001 г. «О мерах по укреплению законности в деятельности органов внутренних дел при регистрации и учете преступлений».



Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *